Как фильмы и мультфильмы влияют на развитие детей?

Сегодня кинематограф стал неотъемлемой частью нашей жизни. Очень сложно встретить человека, который никогда ничего не смотрел бы по телевизору, в интернете или кинотеатре. Не секрет, что разные жанры фильмов действуют на нас по-разному. Так, например, комедии поднимают настроение, помогают расслабиться, выплеснуть накопившиеся эмоции через смех; драмы позволяют обратить внимание на свою жизнь, помогают поразмыслить, пережить сильные эмоции, даже фильмы ужасов могут принести пользу организму, ведь можно получить заряд адреналина, удобно усевшись на диване. Всё зависит от характера человека, его восприятия, впечатлительности, эмоционального состояния на момент просмотра и жизненной ситуации в целом.
Но если взрослые люди могут выбирать фильмы под ситуацию, настроение и потребности, то с детьми дела обстоят куда сложнее. Детям до 3-х лет не рекомендуется смотреть фильмы/мультфильмы/телевизионные передачи, даже если они детские и познавательные. До 3-х лет содержание не воспринимается ребенком, так же при просмотре возможно перенапряжение нервной системы, что приведет к гиперактивности или заторможенности. Увлечение телевизором в раннем возрасте может повлечь за собой задержку речевого развития, а так же повысит риск развития синдрома дефицита внимания, ведь вместо живого общения и непосредственного изучения окружающего мира ребенок получает меняющиеся картинки со звуковым сопровождением (помним, что сюжет не воспринимается). Если же Вы считаете ребенка готовым к просмотру, нужно учитывать некоторые детали. 
1. Чем младше ребенок, тем спокойнее должна быть картинка на экране и мягче сюжетная линия. 
2. Хорошо, если в сюжете есть четкое деление на положительных и отрицательных героев, ведь дети ещё не могут философствовать. Зато такие произведения помогут увидеть, что доброта, дружба, честность, смелость помогают «хорошему» главному герою, а жадность, зависть, злость вредит «плохому» герою. 
3. Важно быть уверенным в безопасности фильма/мультфильма, который собираетесь посмотреть с ребенком. Если произведение Вам не знакомо, посмотрите сначала сами, и, уже поняв, что всё в порядке, предлагайте посмотреть крохе. 
4. Постарайтесь в момент просмотра быть рядом с ребенком, комментируйте происходящее на экране, позвольте ему самому высказываться по поводу увиденного. 
5. Подведите итоги, попросите ребенка высказаться о впечатлениях, сделайте выводы из истории. Так же можете попросить пересказать сюжет или повторить песенку. Это поможет ребенку научиться анализировать, вместе с этим будут развиваться речь и память.
Хотелось бы обратить внимание, что не стоит смотреть ужасы, боевики, с обилием сцен насилия вместе с детьми. Конечно, всё зависит от индивидуального восприятия и особенностей характера, кто-то посмотрит и через пару часов забудет, а кто-то обзаведется парочкой фобий или начнет проявлять агрессию. Результат просмотра может выражаться в неочевидных формах: ребенок станет непослушным или начнет баловаться, особенно вечером, перед сном, маскируя страх, и т.д. 
Если всё-таки ребенок посмотрел фильм, который его напугал или заставил переживать другие негативные эмоции, то лучше действовать незамедлительно. Для начала попробуйте поговорить с ребенком, спросить о его переживаниях, узнать об эмоциональном состоянии, помочь выговориться, потом мягко объяснить, что всё увиденное это художественная постановка и игра актеров. 
Нужно помнить, что огромный мир кинематографа может принести не только пользу, но и вред. Подходя с умом к просматриваемому материалу и в непредвиденных ситуациях обращаясь к специалистам, можно помочь ребенку развиваться. 
МУ «Центр социальной помощи семье и детям города Магнитогорска» 
Брыкова А. С., психолог

 
artrivers.ru